История Армении

Адана – История армянского города

Современная Адана является одним из интенсивно развивающихся городов Турции. Вряд ли его нынешние жители знают истинную историю города, который был одним из главных населенных пунктов Киликии и до 1930-х годов играл исключительную роль в жизни армян Киликии. Даже после резни, погромов, депортаций и попыток окончательно избавиться от армянского наследия в Адане и почти во всех регионах некогда могущественной Армянской Киликии чувствуется армянский след.

Как и в других крупных городах, в Адане также действовали армянские учебные и религиозные заведения. Вместе с Мерсином и Тарсоном Адана была одним из ключевых городов региона, поэтому в городе было сосредоточено множество образовательных учреждений. В Адане издавались армянские газеты. При Армянской Апостольской Церкви действовали три гимназии. Было два высших учебных армянских заведения. Функционировали также католические и протестантские армянские заведения, которые считались лучшими не только в Киликии, но и в регионе Алеппо. Западные миссионеры особо активно распространяли свою деятельность в Адане, поэтому в городе было несколько армяно-французских и армяно-английских учебных заведений. Местная армянская молодежь, кроме турецкого, свободно владела также французским и английским языками.

До чудовищной резни армян в Адане 1909 г. в городе проживало 45.000 человек, из которых 13.500 были армяне, остальные турки, арабы (мусульмане и христиане), греки, ассирийцы, евреи, черкесы, курды, а также левантинцы. Армяне проживали в центральных кварталах города, на юге и западе Аданы. Местное армянское население делилось на последователей Армянской Апостольской Церкви, а также на католиков и протестантов. Армяне – католики и протестанты имели по одной церкви и были в тесных отношениях с местным левантинским населением, особенно с французами и генуэзцами. Армянская Апостольская Церковь имела 4 церкви: Минаса, Амберда, Святой Богородицы и Степаноса. Во времена правления Абдула Гамида, как и во времена республиканской Турции, на государственном уровне делалось все, чтобы изменить этнодемографическую картину Киликии и, в частности, Аданы.

Основным мусульманским элементом в городе были туркмены и тюрки, которые вели полукочевой образ жизни, а также османский клан Рамазан оглу, представители которого занимали высокие должности в городе. Однако для того, чтобы изменить этнический и религиозный облик Аданы, из различных регионов Османской империи были переселены балканские турки, а также кретанские исламизированные греки, число которых преобладало в некоторых кварталах города. После продолжительного оттока армян из города Адана все еще была армянской, до кровавой резни 1909 г, когда было убито свыше 10.000 армян. В городе было сожжено 1200 армянских домов (из 2000), 6 церквей, 16 школ и образовательных учреждений. До сих пор эксперты не могут оценить реальную потерю армянского капитала города. Сотни бездомных армян искали убежище в окрестностях города.

Местным армянам лишь в трех кварталах удалось организовать самооборону. О том, что резня армян и погромы носили организованный характер, свидетельствуют сотни архивных документов того времени. Западные миссионеры, дипломаты и журналисты стали свидетелями чудовищной резни армян в Адане. Корреспондент «Нью-Йорк Геральд» Г. Гиббонс писал о главном лозунге убийц, которые кричали: «Режьте, режьте этих гяуров».

Кроме армян, была убита часть местных христиан – арабов, ассирийцев и греков. Полностью были уничтожены христианские кварталы Аданы – Эрсел, Джамуз, Мемерли, Идадие, Шабание, район католической церкви латинского обряда. Удивительно, но на глазах мировой общественности того времени младотурки в течение целого месяца безнаказанно уничтожали армянское население, и ни одна страна не осудила эти события. Английский журналист Бенсон находил прямую связь между событиями в Адане и геноцидом 1915 г., отмечая, что события в Адане были вестником будущего геноцида и что младотурки в вопросе уничтожения армян вели «экспериментальную политику». Армяне Аданы пытались восстановить армянские кварталы города, но геноцид 1915 г. окончательно разрушил их надежды. После геноцида армян 1915 г. от рук младотурок погибло большинство армянского населения города. Как и во всех регионах Анатолии и Западной Армении, параллельно с убийствами и депортациями были исламизированы значительные группы армянского населения.

Ныне Адана – один из самых густонаселенных городов Турции. В городе проживает 1.572.000 человек. Город разделен на 5 крупных районов, где живут представители нескольких этнических групп. Исламизированные греки острова Крит, туркмены и собственно турки составляют большинство населения двух районов города. По данным протестантских организаций Турции, многие из протестантов города также имеют армянское происхождение. Две армянские старые церкви превращены в мечети. В армянской церкви расположен также Центральный банк Аданы. Другая армянская церковь обслуживает членов католической общины города. Часть города сохранила старые армянские постройки, и время здесь словно замерло в ожидании правосудия. К сожалению, армянская резня в Адане до сих пор не изучена в достаточной степени. Как воспринимает армянство события в Адане сто лет спустя? Адана пока молчит.

Арман Акопян

Вне Строк

 

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Проверить также

Close

Обнаружен Adblock

Пожалуйста, подумайте о поддержке нас, отключив блокировщик объявлений.