Люди, ИменаСТАТЬИ

Марика Чмшкян знала о Булгакове то, что другие не знали: она присутствовала при последнем вздохе великого писателя

24 апреля 1927 года писатель Михаил Булгаков со своей второй женой Любовью Белозерской приезжает в Тифлис. Одна из знакомых приглашает супругов в кондитерскую, где знакомит их с хозяйкой заведения – пожилой француженкой и ее внучкой Марикой. Молодая и миловидная девушка Марика Чмшкян сразу же завоевывает симпатию четы Булгаковых и с этого момента обычное знакомство перерастает в многолетнюю прочную и бескорыстную дружбу.

На протяжении 10 дней Марика повсюду бывает с Булгаковыми, показывает им родной город. Расставаясь, супруги взяли с Марики обещание – поддерживать связь. Затем по приглашению Булгаковых Марика около двух лет прожила в их небольшой московской квартире, став почти что членом семьи. Писатель упоминал о ней в своих рассказах, а в последствии именно Марика присутствовала при последнем вздохе великого писателя…

Внучка выдающегося армянского театрального актера Геворга Чмшкяна – Марика (Мария) Артемовна Чмшкян родилась в 1904 году. Ее мать была француженкой.

Сначала Марика работала на железной дороге, затем благодаря своей бросающейся в глаза внешности и генетически унаследованному актерскому таланту она привлекла внимание кинодеятелей. Марика сыграла в двух грузинских фильмах – «Осиное гнездо» (1927) Ивана Перестиани и «Элизо» (1928) Николоза Шенгелая. Но к актерской карьере осталась равнодушной.

Работа в железнодорожной сфере позволяла Марике раз в год путешествовать по всему СССР, и в конце 1927 года она впервые отправляется в Ленинград. Перед отъездом она в письме сообщает Булгаковым о своей предстоящей поездке и получает радостный ответ: Михаил Афанасьевич и Любовь Евгеньевна тоже едут в город на Неве, и будут там в те же дни, что и Марика. Конечно же, сразу же назначают встречу и уже Булгаков выступает в роли гида и показывает город гостье из Тифлиса. Затем Булгаковы берут с нее слово – перед тем, как вернуться в Тбилиси она непременно должна побывать у них в Москве.

Когда Марика приезжает в Москву, на вокзале ее встречает целая делегация – Булгаковы и поэт Владимир Маяковский, ее давний знакомый, еще по Тифлису. Также присутствовали известная грузинская актриса эпохи немного кино Нато Вачнадзе и ее учительница ритмики Ашхен Мамиконян. Hа вокзале разгорается спор – у кого же остановится Марика? Маяковский хотел, чтобы Марика вместе с ним отправилась к Нате Вачнадзе, но Булгаков решительно забрал ее чемодан и сказал, что она едет к ним. Поэт на мгновение растерялся, а потом попросил у Марики билет, положил его в карман, и заявил, что «уедет она только тогда, когда он позволит».

Марика осталась в доме Булгаковых, любовь которых к молодой девушке росла с каждым днем. Они пригласили ее вновь приехать к ним – уже надолго. Марика дала слово. Провожала ее обратно в Тифлис та же компания. Любовь Белозерская-Булгакова в своих мемуарах так вспоминала эти провод. Год спустя – в 1928-ом Марика окончательно обосновалась в Москве, получив работу в Госкинофонде. И в этот раз Булгаковы настояли на том, чтобы она поселилась у них. Квартира была небольшой, всего три маленькие комнатки. Но Михаил Афанасьевич отказов не принимал.

В доме Булгаковых летом 1929 года Марика встретила и своего будущего мужа – драматурга Сергея Ермолинского. После свадьбы Марика продолжала навещать Булгаковых, и сам писатель был частым гостем в доме Ермолинских. Это стало поводом для ревности молодого супруга: по его мнению, Марика больше интересовалась делами Булгаковых, нежели своим мужем. Впрочем, со временем он к этому привык.

С годами здоровье Булгакова ухудшилось. Настал момент, когда врачи потребовали, чтобы при нем круглосуточно находилась сиделка. Но писатель не согласился взять медсестру, а попросил позвать свою сестру и Марику. Будучи врачом, Булгаков уже знал, что дни его сочтены, но даже несмотря на это находил в себе силы шутить: «Не смейте надо мной плакать, вспоминайте меня радостно». Марика, вместе с сестрой и женой писателя, до последней секунды ухаживала за Михаилом Афанасьевичем. Он скончался 10 марта 1940 года. «Он ушел тихо. Как и многие из нас, я тоже потеряла своего великого друга», – впоследствии писала Марика.

1940 год оказался тяжелым годом для Марики. В том же году ее мужа репрессировали и сослали и в Казахстан. Затем на экраны вышел снятый по сценарию Ермолинского фильм «Машенька» (посвященный Марике), из титров которого вычеркнули имя сценариста – как «врага народа». Большим потрясением для Марики оказался и вызов на допрос – после ареста мужа, поэтому она принимает решение – вернуться на родину. Но через несколько лет после возращения Ермолинского из Средней Азии его семья с Марикой распалась.

Последние годы Марики Ермолинской прошли в коммуналке на Плющихе. Она полностью ослепла, но ее память не подводила ее до самой смерти – в 1990 году. К ней часто заходили биографы Булгакова с просьбой рассказать что-либо из жизни великого писателя, поскольку, как отметил в последствии один из булгаковедов «Марика знала о писателе то, что другие не знали…».

Материал подготовила: Тамара Хачатрян

RadioVan.fm

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обнаружен Adblock

Пожалуйста, подумайте о поддержке нас, отключив блокировщик объявлений.