КультураЛюди, ИменаСТАТЬИ

Недолгая жизнь и трагическая смерть блистательной оперной примы: Надежда Папаян каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней

В 1890 – 1900-х годах на сцене блистала армянка Надежда Папаян – артистка ведущих театров Милана, Неаполя, Парижа, Санкт-Петербурга и Тифлиса, вызывая неизменный восторг публики и добившись мирового признания. К сожалению, артистка с бесконечно прекрасным голосом и неповторимым артистизмом, прожила недолго – всего 37 лет, однако успела увековечить свое имя в истории армянского и русского вокального искусства.

Надежда Папаян родилась в 1868 году в Астрахани, в семье купца 2-й гильдии Амбарцума Папаяна. В детские годы музыкального образования она не получила, хотя ее любовь к музыке и театральному искусству проявилась очень рано. Однажды, услышав пение своей дочери, Амбарцум Папаян сказал, что по окончанию гимназии отправит ее учиться вокальному искусству в консерваторию.

В возрасте 16 лет, живая и остроумная Надежда знакомится с приехавшим в Астрахань известным певцом Кипсе и просит послушать ее. Восхищенный вокальными данными молодой армянки, Кипсе советует ее родителям непременно отправить дочь учиться в московскую или петербургскую консерваторию.

Окончив астраханскую женскую гимназию с золотой медалью, Надежда Папаян в 1886 году отправляется в Санкт-Петербург. На экзамене ее вокальные данные приводят в восторг тогдашнего ректора петербургской консерватории, известного композитора и пианиста Антона Рубинштейна.  Надежда поступает в консерваторию в класс Вильгельмины Рааб и начинает оттачивать свое прекрасное лирическое сопрано. Уже в годы учебы она становится частой участницей ученических оперных спектаклей и камерных концертах Рубинштейна и Э. Направника.

B 1890 году Надежда отправляется в Италию. В Милане она продолжает учиться: сначала два месяца у Собостиани, затем три года у профессора Вилла Фиорито, под руководством которого подготовила партии Розины («Севильский цирюльник» Дж. Россини), Джульетты («Ромео и Джульетта»), Маргариты («Фауст»), Виолетты, Джильды. Тихая и скромная, но поражающая своим голосом Надежда Папаян очень скоро привлекает внимание итальянских музыкантов. Ей поступают предложения из различных театров, в том числе из знаменитого Ла Скала, где она несколько раз выступает в 1883 году. Но певицу, несмотря на небывалый успех, все же тянет домой…

В 1893 году в Тифлисе состоялся первый сольный концерт Надежды Папаян, после которого она сразу же завоевала симпатии и музыкальное общество города, а критики были от нее без ума. Надо отметить, что Надежда сразу же отвергла предложение писать свою фамилию на афишах на русский лад, стремясь утвердиться в искусстве именно как армянка. Ей говорили, что для карьеры будет лучше, если она станет именоваться Надеждой Папаевой, но певица гордилась армянским происхождением и каждый свой концерт неизменно заканчивала армянской песней. Ведь еще в самом начале своей творческой деятельности певица наряду с произведениями российских и европейских композиторов часто выступала с армянскими произведениями. Она работала с такими армянскими певцами, как Нерсес Шахламян, Беглар Амирджанян. Когда она дебютировала в партии Маргариты из «Фауста» в Тифлиской опере, ее партнером стал молодой дебютант Федор Шаляпин.

Постоянные выступления в оперных театрах Тифлиса сделали Надежду Папаян любимицей публики и новым предметом гордости местного армянского общества. Говорят, что после каждого ее выступления из лож на сцену сыпался дождь из цветных бумажек, на которых на армянском, русском и других языках были написаны восхваления приме – «Браво, Папаян!», «Браво, армянскому соловью!»…

Известный армянский писатель Костан Зарьян в своей автобиографии отметил, что благодаря Надежде Папаян он полюбил оперное искусство: «В Тифлисе меня отвели в оперу. Пела известная армянская певица по фамилии Папаян. Весь вечер она меня восхищала, а сама опера стала чем-то волшебным».

Она отправилась в Париж, приняв решение работать только там. Но несколько лет спустя – 1905 году – ей пришлось вернуться на родину, в Астрахань – проститься с матерью, находящейся при смерти. Но злой рок подстерегал молодой талант. В ее отчий дом под видом студентов проникают трое грабителей. Надежду – ударили по голове – молотком. Ее крик переполошил многих, и бандиты бежали. Полицией был пойман один из них. У доставленной в больницу пострадавшей был раздроблен череп, ей сделали операцию, но лучше не стало: мучения продлились еще три недели, она полностью ослепла. Лишь перед смертью она пришла в сознание и еле слышно спела свою последнюю арию – Виолетты из «Травиаты» Верди, заставив весь врачей безудержно рыдать. В последний путь любимую певицу провожали все, даже женщины, которым по тем временам не разрешалось идти на кладбище. По иронии судьбы в это время на ее имя пришла телеграмма из Парижа с приглашением на работу в знаменитой «Опера-комик» – в качестве примы…

После смерти певицы ее поклонники и коллеги почти каждый год устраивали в Тифлисе благотворительные спектакли и концерты, сбор с которых шел на две стипендии имени Надежды Папаян, установленные для армянок вокального отделения Тифлисского музыкального училища. А в 1910 году местная русская драматическая труппа по инициативе М. Петовой-Бельской поставила пьесу в стихах Ж. Шипена «смерть и жизнь»: сбор снова был направлен стипендиаткам.

Материал подготовила: Тамара Хачатрян: RadioVan.fm

 

Статьи по Теме

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Обнаружен Adblock

Пожалуйста, подумайте о поддержке нас, отключив блокировщик объявлений.