Культура

История одного шедевра: «Пьета» – единственная работа, которую Микеланджело подписал, а через время раскаивался в совершенном

Одна из главных достопримечательностей Собора Святого Петра в Ватикане – шедевр мирового искусства, скульптурная композиция «Рietа» (1499) высеченная в натуральную величину из мрамора гениальным флорентийским мастером Микеланджело Буонарроти (1475-1564).

Микеланджело Буонарроти – один из самых гениальных мастеров эпохи Возрождения Италии – скульптор, живописец, архитектор, поэт, мыслитель. В мире почти нет равных мастеру, оставившему после себя столь гениальное и богатое наследие.

Микеланджело на портрете Даниэле да Вольтерра, ок. 1544г

Современник гения – художник и писатель Джорджо Вазари (1511-1574) считал Микеланджело недосягаемой вершиной мирового искусства, и в своей рукописи «Жизнеописаний» так написал о непревзойденном мастере:

«Искусства достигли в нем такого совершенства, какого не найдешь ни у древних, ни у новых людей за многие и многие годы. Воображением он обладал таким и столь совершенным и вещи, представлявшиеся ему в идее, были таковы, что руками осуществить замыслы столь великие и потрясающие было невозможно…».

История создания и интереснейшей судьба «Пьеты»

Интерес художников к библейским сюжетам всегда был велик. Начиная с Раннего Возрождения мастера европейских стран в своих творениях отражали скорбящую Мадонну, оплакивающую распятого сына, снятого с креста. Одним из таких творений тех времен было полотно Пьетро Перуджино (1446-1524) – «Оплакивание Христа» (1494г.), на котором видим трагическую душещипательную сцену скорби и страдания Богородицы. В наши дни картина хранится в галерее Уффици во Флоренции.

Пьетро Перуджино. Оплакивание Христа, 1494г

Это творение и побудило Микеланджело создать свою трехмерную композицию из глыбы мрамора. Мало кто верил, что 24-летний скульптор справится с этой сложной задачей. Но результат был потрясающим и превзошел все ожидания. Мастер создал свою первую и по-настоящему гениальную Пьету. Рietа от итальянского «сострадание, скорбь, жалость, сочувствие» – это иконографическая композиция изображающая Марию с усопшим сыном Иисусом, который лежит на ее коленях. Такая иконография была присуща творениям художников XIII-XVII века.

Микеланджело Буонарроти. Пьета. Оплакивание Христа, 1498г

Фигуры Богородицы и Иисуса высечены из единого куска мрамора скульптором Буонарроти в 1499 году. Заказчиком был французский кардинал Жан Билэр де Лагрол, служивший послом Франции в Риме при дворе папы Александра VI. В договоре сохранились слова поручителя – влиятельного патриция, покровителя таланта Микеланджело, римского банкира Якопо Галли: «Я, Якопо Галли, заявляю, что работа будет самой прекрасной из всех работ по мрамору, какие только есть сегодня в Риме. Она будет такого качества, что ни один мастер нашего времени не сумеет создать лучше».

Благодаря поручительству банкира эта дорогостоящая работа была заказана неизвестному и очень молодому скульптору. Гонорар за эту работу составил четыреста пятьдесят золотых дукатов.

Микеланджело Буонарроти. Пьета. Оплакивание Христа. Фрагмент

В мае 1497 года скульптор отправился в каменоломни Каррары за глыбой мрамора чистейшей породы почти без вкраплений и трещин, которую выбирал лично. Скульптура была предназначена для усыпальницы кардинала. И согласно договору, через год это творение должно было быть завершено. Но мастер не вложился в сроки: уж очень трудоемким оказался творческий процесс и работа растянулась на два года. Кардинал, увидев неоконченное произведение скульптора перед самой смертью, пришел в восторг и подтвердил, что Буонарроти выполнил условия договора.

Микеланджело Буонарроти. Пьета. Оплакивание Христа. Фрагмент

После завершения это гениальное творение было установлено на самое почетное место в самом сердце Ватикана – Соборе Святого Петра. Оно служило образцом для подражания молодым мастерам. Сам же скульптор очень любил свое творение, и частенько захаживал в храм полюбоваться своей работой. Однажды услышав, что его труд приписывают скульптору Кристофоро Солари, Буонарроти в порыве ярости высек на перевязи, обвивающей Марию: «MICHEL.AGELVS BONAROTVS FLORENT.FACIEBAT» (Микеланджело Буонарроти флорентинец исполнил)

Что примечательно, «бедный художник», будучи полуграмотным, допустил ошибку в четвертой букве своего имени. Но за пять веков никто не осмелился исправить эту оплошность. «Рietа» – это единственная работа, которую Микеланджело подписал, а через время очень раскаивался в совершенном. Он больше никогда не ставил никаких автографов на своих творениях.

Эта скульптурная композиция за пять столетий пострадала несколько раз от небрежности и вандализма, что показал спектральный анализ. Несколько веков назад часть левой руки Богородицы была отбита, однако реставраторы ее превосходно восстановили. А в конце XVIII века при транспортировке обломали четыре пальца Марии, что также было безупречно отреставрировано.

Во второй половине ХХ века произошел ужасный акт вандализма: австралийский геолог, венгр по происхождению Ласло Тот с безумными криками, что он Христос, набросился на статую и нанес скальным молотком пятнадцать ударов по мрамору. Пострадала снова рука Мадонны и ее прекрасное лицо. Было собрано около пятидесяти осколков от изувеченной мраморной композиции, которые затем были заботливо использованы при реставрации.

Акт вандализма, совершенный Ласло Тотом

Вандал был схвачен и осужден главой Ватикана за порчу культурного наследия. А скульптура Микеланджело уже много лет находится под надежной защитой в главной церкви Ватикана. Скульптурная композиция возвышается над головами туристов и паломников, а для большей безопасности окружена акриловым закаленным стеклом.

«Пьета» после акта вандализма, 1972г

Интересные факты о Пьете Микеланджело

С гениальным произведением связано немало конфузов, интересных историй, о которых мало кто знает. Например, для настоящих ценителей скульптурного искусства интересными могут быть такие факты:

  • Мраморная Пьета – единственная скульптура мастера, на которой расположен его автограф. Писатели-биографы и искусствоведы рассказывают, что причиной этого стали неугасающие споры завистников о подлинности творения и авторстве Буонарроти. Мастер тайно остался в капелле, где была представлена Пьета, и написал на перевязи Марии свое имя. Поскольку римский скульптор был малограмотен, то допустил ошибку в имени, которая стала визитной карточкой работы. И сегодня никто не решается исправить эту ошибку, чтобы не нарушить целостность и уникальность композиции;
  • Изначально скульптурная композиция состояла из двух элементов – скорбящей Матери и мертвого Сына на ее руках. Основание, на котором сейчас расположена скульптура, было создано спустя более ста лет Ф. Барромини;
  • Работа Микеланджело была воспринята как настоящий мировой шедевр, поэтому итальянцы не смогли оставить без внимания скульптуру. Творение было признано «национальным культурным достоянием» и перевезено в Собор Святого Петра в Риме в конце XVIII века. Подлинную скульптуру и сегодня можно увидеть в главной церкви Ватикана;
  • Естественность и натуральность – главные критерии, которых пытался достичь мастер, выполняя заказ французского кардинала. Эти характеристики нашли свое отражение в «росте» скульптуры. Так, по подсчетам специалистов рост Иисуса составляя около 175 см., Марии – 168 см. Размеры статуи (без основания) соответствуют указанным параметрам (174, 195, 69 см.);
  • Серьезный скандал разразился вокруг юности Богородицы. Скульпторы эпохи Возрождения говорили о том, что скорбящая мать изображена чересчур молодой. Микеланджело же дал отпор нападкам, высказав утверждение, что девственницы гораздо дольше сохраняют юношескую красоту.

Несмотря на многочисленные споры вокруг Пьеты, бесспорно одно – это скульптурный шедевр, который на века запечатлен в истории мирового искусства.

Related Articles

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Back to top button

Adblock Detected

Please consider supporting us by disabling your ad blocker
Bursa Tesisat | Tesisat | Doğalgaz Tesisatı | Su Tesisatı | Gider Tesisatı | Pimaş Ama | Gider Ama
Hacker Trk - Hacked By Emilyano Zapota
Bursa Emlak | Emlak Bursa | Satılık Daireler
Bursa Tel it Sistemleri
Turkey Real Estate
Bursa Satılık Daireler | Beynil Yatırım | Bursa Kiralık Ev | Bursa Emlak
Mermer Granit Kesim Makinaları
Hacker - Hacked By mxbozkurt